Маркировка для транспортировки грузов представляет собой эффективную систему обозначений, широко востребованную в сфере логистики и перевозок. Путем использования специальных символов и знаков можно не только указать правила обращения с грузом, но и предоставить информацию о его характеристиках, а также предупредить о потенциальных рисках и опасностях.
Виды маркировки грузов
Любой груз проходит обязательную маркировку, которая позволяет сохранить товар в процессе грузоперевозки от утраты, порчи, самых разнообразных повреждений, а также чтобы гарантировать безопасность людей, которым предстоит контактировать с ним.
Оптимизация и безопасность в транспортировке грузов обеспечиваются разнообразными видами маркировки:
- транспортная – позволяет планировать маршруты;
- товарная – идентифицировать каждую единицу:
- специальная – указывать на особенности обращения с грузом;
- отправительская – содержит ключевую информацию для отправителя и получателя.
Совместно они обеспечивают эффективность и безопасность транспортировки, помогая лучше управлять цепями поставок и обеспечивать высокий уровень сервиса.
Что такое и для чего нужна транспортная маркировка грузов?
Транспортная маркировка представляет собой нанесение уникальных знаков, текстов и символов на упаковку товаров. Ее главное предназначение – обеспечить сохранность груза во время перевозки, гарантируя его целостность по доставке. Эта маркировка содержит полную информацию о грузе: от данных о весе и размерах партии до деталей о поставщиках, получателях и пунктах отправления и назначения, включая возможные места перегрузки. Особое внимание уделяется инструкциям по правильной обработке груза во время перемещения и операций по погрузке-разгрузке, чтобы предотвратить повреждения или потери.
Транспортная маркировка грузов включает в себя 4 вида надписей:
- Основные.
- Дополнительные.
- Информационные.
- Манипуляционные знаки.
Если бы отправители и перевозчики каждый применяли маркировку по своему усмотрению, это привело бы к хаосу и недопониманию, что серьезно подрывало бы безопасность груза. Поэтому, чтобы не было путаницы, все указания относительно содержания, обозначений, последовательности и места нанесения маркировки регламентированы стандартом ГОСТ 14192-96. Отправитель наносит маркировку, именно с этими указаниями груз передается грузоперевозчику, чтобы тот дополнил ее информацией о транспортной компании.
Основные надписи
Основные надписи, которые используются при маркировке груза, содержат ключевые данные обо всех формах адресации, включая:
Основные надписи на упаковке обычно размещаются в центре и могут быть без указания количества грузовых мест или порядковых номеров. Это становится обязательным при сборных грузоперевозках для идентификации отправлений к одному адресату, при перемещении разнообразных товаров в одну упаковку или однотипного товара в разные упаковки, а также при комплектах оборудования.
Дополнительные надписи
Дополнительные метки на товарах содержат информацию о грузоотправителе, включая:
- название отправителя, где можно указать как полное, так и сокращенное установленное наименование;
- указание места отправления, особенно важно при железнодорожных перевозках для краткой маркировки названия дороги и станции отправления;
- информация о компании, ответственной за перевозку товара.
Специфика нанесения маркировки определяется нормами Минтранса РФ.
Информационные надписи
Информационные метки не только информируют перевозчика и получателя, но и содержат полные данные о товаре. На упаковке грузов указываются следующие данные:
- полная и чистая масса груза в килограммах или количество товара в штуках;
- габариты товара в сантиметрах, предоставляя информацию о его ширине, высоте, глубине и длине;
- для крытого состава устанавливаются максимальные значения, при которых учет габаритов не требуется.
Если товар транспортируется на паллетах, то информационные надписи необходимо наносить и на них, а также на каждое грузовое место.
Манипуляционные знаки
Графические условные обозначения в виде общепринятых пиктограмм. Каждый рисунок несет информацию о конкретных уникальных характеристиках и предписывает соблюдать ряд норм для:
- соблюдения необходимых условий хранения;
- следования стандартам грузоперевозки;
- проведения максимально бережных погрузочно-разгрузочных работ.
Манипуляционные знаки необходимы не только для получателя, но и для складских работников, грузчиков и логистических операторов. Уже упоминаемый ГОСТ 14192-96 предлагает полный перечень общепринятых символических рисунков с описанием значения каждого:
- Осторожно, хрупкое. Рисунок в виде бокала для красного вина. Наличие такой транспортной маркировки говорит о том, что в упаковке находятся хрупкие или не очень прочные вещи, которые характеризуются небольшой стойкостью к механическим повреждениям. Соответственно, требуется максимально бережное обращение с таким товаром.
- Избегать солнечных лучей. Это транспортная маркировка для грузов, в процессе транспортировки которых следует избегать нагрева от естественного источника света/тепла или которые могут утратить свои функциональные свойства под действием УФ лучей. Предупреждающий знак – графическое обозначение в виде домика с солнцем.
- Беречь от влаги. Знак, предназначенный для грузов, которые уязвимы к воздействию влаги. То есть таких, для хранения и грузоперевозки которых требуется создание сухого микроклимата.
- Защищать от излучения. Стандартами, прописанными в ГОСТ, предусматривается транспортная маркировка грузов (чаще всего штучных), у которых отмечается повышенная чувствительность к воздействия самых разнообразных волн, в том числе электрического поля, сверхчастот и др. На такие товары наносится знак со словом «FOTO».
- Ограничение температуры. Графически об ограничениях говорит изображение градусника, рядом с которым единицы измерения «°С». Обязательным является и указание минимального и максимального порога температур, приемлемых для хранения и транспортировки товара.
- Скоропортящийся груз. Рисунок, на котором схематически изображены рыба, фрукт и цветок говорит о том, что упакованный продукт имеет ограниченный и, чаще всего, короткий срок годности. Это знак того, что для транспортировки необходимо будет использовать узкоспециализированные транспортные средства.
- Герметичная упаковка. Эта транспортная маркировка для грузов, которые должны оставаться в целостности на протяжении всех логистических манипуляций. В этом случае, нарушение целостности упаковки может привести к порче товара или утрате им заданных производителем характеристик. О необходимости соблюдать герметичность говорит круглый маркер, внутри которого написана буква «Н»
- Крюками не брать. Маркировка актуальна для грузов с мягкой упаковкой, подверженной сминанию. Если на таре есть знак в виде перечеркнутого крюка, то в процессе разгрузочно-погрузочных работ стоит более тщательно выбирать оборудование.
- Место строповки. Еще одно указание, адресованное грузчикам – схематическое изображение фрагмента цепи из 4 звеньев. Наносится на упаковку в том месте, где лучше разместить стропу/канат.
- Центр тяжести. Наносится на грузы, для которых после упаковки не представляется возможным на глаз определить центр тяжести. Транспортная маркировка груза в виде двух перпендикулярных линий, заключенных в круг, говорит работникам склада о том, что весовые (или габаритные) показатели объекта расходятся с фактическими параметрами.
- Тропическая упаковка. Транспортная маркировка, которая необходима продуктам, чувствительным к смене климатических условий. Имеет обозначение в виде круга, в котором располагаются 3 объекта – буква «Т» и два символа «II».
- Не штабелировать. Указатель того, что на упаковку нельзя помещать другую тару или груз. Причиной тому может быть наличие внутри хрупкого объекта, чувствительного к механическим повреждениях. Маркер имеет вид двух ящиков, расположенных один над другим, где верхний перечеркнут косыми линиями.
- Требуется лед. Этот манипуляционный знак дает сигнал сотрудникам склада о том, что груз нуждается во вторичном охлаждении. Эта маркировка часто идет в паре с сигналом «скоропортящийся груз». Визуально знак имеет вид небольшого айсберга, на котором находится полярный медведь.
- Перевозка животных. Актуальный маркер для компаний, которые занимаются грузоперевозкой животных. Согласно действующему законодательству, знак в виде голов курицы, собаки и коровы должен говорить о необходимости создания комфортных условий для живого поголовья.
- Перемещать на роликах. Упакованные объекты, которые нельзя переносить вручную или перекатывать, сопровождают транспортной маркировкой где изображен ящик, стоящий на двух бревнах. Это знак того, что для перемещения по складу и в процессе погрузочно-разгрузочных работ необходимо использовать специализированные роликовые механизмы.
- Место подъема тележкой. Некоторые грузы имеюn рекомендованную точку, на которую можно воздействовать, прикладывая давление. Чтобы работники склада могли понять с какого края лучше подходить с погрузочной тележкой, чтобы не испортить содержимое упаковки, наносится маркировка в виде прямой и изогнутой линии.
- Штабелирование ограничено. Поскольку транспортируются самые разнообразные продукты, не удивительно, что некоторые из них при складировании не могут удерживать на себе слишком большой вес. Чтобы штабелирование не повредило содержимое упаковки, используется транспортная маркировка в виде букв «KG» и стрелки, направленной вниз. Тут же должна быть добавлена цифра, которая соответствует максимально допустимому весу, который может выдержать на себе упаковка.
- Внутри жидкость. Маркер, который необходим для участников грузоперевозки. Перевозимые продукты с жидкими субстратами обязательно помечаются пиктограммой в виде бутылки и вытекающей из нее капли.
- Подъем. Знак необходимый для случаев, когда товары будут загружать/разгружать и перемещать по складу при помощи специального кранового оборудования. Транспортная маркировка в виде прямоугольника со схематическим указанием рекомендованного места крепления позволяет грузчикам определиться с оптимальным вариантом подцепления тары.
- Открывать здесь. Если объект внутри может повредиться в процессе вскрытия упаковки в неправильном месте, тару маркируют значком в виде крупной стрелки, которая смотрит в определенную сторону коробка.
- Защищать от радиоактивных источников. Маркер в виде домика со значком радиации говорит о том, что товар уязвим к радиоактивным волнам.
- Огнеопасно. Как правило, такая маркировка необходима грузам, которые могут легко воспламеняться и разгораться. Пиктограмма, предупреждающая об этом, имеет вид перечеркнутой курительной трубки.
Как видно, вся общепринятая транспортная маркировка грузов достаточно логична и проста для запоминания.
Транспортная маркировк
а опасных грузов
В РФ такая маркировка регламентирована ГОСТ 19433-88, касающаяся непосредственно опасных грузов. Согласно рекомендации, разработанной ООН, предупредительные знаки должны содержать:
- знак, свидетельствующий об опасности, на упаковке или паллете, а также подробное и полное транспортное наименование груза и классификационный шифр;
- для крупногабаритных грузов и контейнеров – знак, говорящий об опасности и номер аварийной карточки, если он имеется (актуально для ЖД перевозок).
Дополнительная транспортная маркировка предусмотрена для взрывоопасных грузов класса 1, а это взрывчатые вещества, составы и изделия. В качестве обязательного маркера в этом случае наносится условный номер груза, который заключен в треугольник с разной длиной сторон.
Транспортная маркировка опасных грузов имеет форму ромба, условно разделенного по горизонтали линией на два треугольника. Верхний служит для размещения знака опасности, в а нижнем номер класса/подкласса опасного груза.